:

Интервью с Послом Беларуси в Италии А.Гурьяновым

06.09.2018 г.

https://www.notiziegeopolitiche.net/bielorussia-opportunita-e-prospettive-del-paese-ponte-tra-la-russia-e-lue/

Неофициальный перевод

БЕЛАРУСЬ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«СТРАНЫ-МОСТА» МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

 

Интервью с Послом Беларуси в Италии Александром Гурьяновым

 

4 сентября

 

 

 

(подготовлено Джулиано Бифольки)

 

Практически сразу же после обретения независимости вследствие распада Советского Союза Беларусью руководит Александр Лукашенко, который в 2015 году заступил на свой пятый президентский срок. Данный фактор зачастую становился объектом критики со стороны международных экспертов, привыкших обозначать эту страну ярлыком «постсоветской диктатуры». Отношения с Западом и Россией обусловили внешнеполитический курс Минска, занятого поиском равновесия в контактах с обоими соседями, в особенности, после украинского кризиса и обострения диалога между Брюсселем и Москвой. Недавнее возмущение «законом о тунеядцах», национальные экономические проекты и возможность лучше узнать Беларусь — всё это легло в основу интервью с Александром Гурьяновым, Послом Беларуси в Италии.

 

- Господин Посол, как Вы оцениваете состояние итало-белорусских отношений; в каких сферах сегодня сотрудничают наши страны?

- Первые примеры белорусско-итальянского экономического взаимодействия существовали уже в советское время, когда ряд совместных экономических программ, осуществляемых Москвой и Римом, были локализованы на территории Беларуси. После распада СССР Италия была одним из первых в мире государств, признавших нашу независимость – кстати, в прошлом году мы отметили 25-летие установления дипломатических отношений. Между нашими странами существует неплохой уровень политических, экономических и культурных отношений – в качестве показательного примера можно привести личный контакт глав двух государств, установленный в 2016 году в ходе визита Александра Лукашенко в Рим и его теплого приема Президентом Италии Серджо Маттареллой.  

Естественно, Беларусь является одним из ближайших партнеров Российской Федерации и входит в состав Евразийского экономического союза. Однако эти факторы не мешают нам иметь хорошие отношения с Европейским Союзом и, в том числе, Италией.

В настоящее время действует более двадцати белорусско-итальянских соглашений. Особо отмечу гуманитарный аспект нашего сотрудничества: на протяжении долгих лет после чернобыльской трагедии большое количество белорусских детей, были гостеприимно приняты итальянскими семьями, посетив Италию в целях оздоровления. Это очень важный момент – по сути, дети сыграли роль неформальных «послов» нашей страны в Италии, значительно посодействовав углублению гуманитарных контактов между белорусами и итальянцами.

Продолжает успешно развиваться и двустороннее сотрудничество в сфере экономики. Италия входит в десятку ведущих торговых партнеров Беларуси, на нашей территории работают 245 компаний с итальянским капиталом. Самым лучшим годом в истории нашего товарооборота можно считать 2014 год, когда этот показатель достигал 2 миллиардов евро. Затем, после примерно двух лет спада по причине региональных политических и экономических кризисов, товарооборот между Беларусью и Италией вновь стал расти. С 2016 года начала свою работу двусторонняя комиссия по экономическому сотрудничеству – институт совместных конструктивных усилий внешнеполитический ведомств и посольств обоих государств. В Минске эффективно работает Посольство Италии, демонстрируя добрую волю и потенциал взаимодействия с нашими властями: один из примеров тому – организация Года итальянской культуры в Беларуси. Другим фактом стало создание в 2017 году белорусско-итальянских групп межпарламентской дружбы, соответственно, в Национальном собрании Республики Беларусь и в Парламенте Италии.

Недавно прошедшие в Италии парламентские выборы не сильно повлияли на наши отношения – причина в том, что белорусской стороне удалось наладить конструктивные контакты практически со всеми крупными политическими партиями Италии. В любом случае, для нас все процессы, протекающие в вашей стране, относятся к сфере внутренней политики итальянского государства, в которую мы никоим образом не желаем вмешиваться. При этом, хотя Беларусь – сравнительно небольшое государство, нас можно считать надежным и верным партнером Италии, и в этой связи я уверен, что дипломатические, политические, экономические и культурные отношения станут еще лучше.

 

- Мировой экономический кризис затронул и Беларусь. На Ваш взгляд, каков актуальный экономический имидж Вашей страны и какие решения правительство в Минске находило для преодоления экономических трудностей?

- Беларусь – неотъемлемая часть глобального рынка, около 60% нашего ВВП зависит от экспорта – поэтому нам просто необходимы хорошие отношения с торговыми партнерами для того, чтобы избежать или минимизировать последствия финансово-экономических катаклизмов.

Самые первые годы нашей независимости характеризовались глубокими проблемами в экономике – как и в случае других постсоветских стран. Однако в последовавшие десятилетия можно констатировать улучшение нашей экономической ситуации с ежегодным ростом ВВП до 7-10%. Очевидно, что годы экономического кризиса отрицательно сказались на белорусской экономике; однако нам удалось сохранить ситуацию под контролем, и сегодня мы переживаем новый рост по многим направлениям – в частности, это касается объема нашего экспорта в Евросоюз. Следующей задачей для нас является достижение баланса между экспортом и импортом.

Для Беларуси исторически важным остается сектор промышленности – так как еще в прошлом нас привыкли называть «сборочным цехом Советского Союза». После обретения независимости мы стали развивать не только индустриальный, но и аграрный компонент, в результате чего поставки белорусской сельскохозяйственной продукции в одну только Россию сегодня достигают 5-6 миллиардов евро в год. Это означает, что мы смогли диверсифицировать структуру нашей экономики и экспортировать такие промышленные и сельскохозяйственные продукты, которые завоевали популярность на рынках многих стран мира.

Белорусская промышленность находится в стадии модернизации и экспансии, что делает востребованными поставки инновационных технологий, ноу-хау и товаров, в том числе, из Италии. Благодаря значительным изменениям в национальном законодательстве, регламентирующем IT-сектор, Беларусь стала одним из государств-лидеров в этом сегменте рынка, добившись открытия тысяч новых рабочих мест для инженеров и экспертов, которые раньше вынуждены были искать работу за рубежом, а сегодня предпочитают трудиться в своей стране, используя новые открывшиеся для них перспективы. Продвижение IT-бизнеса позволило Беларуси стать лидером в области криптовалют, а также обеспечить деятельность Парка высоких технологий, приносящего в страну более миллиарда евро ежегодной выручки от экспорта своих услуг.  

Наша экономическая стратегия также заключается в том, чтобы использовать страну в качестве пункта транзита товаров и услуг между Востоком и Западом, развивая сети логистической инфраструктуры. Имея опыт экономических проблем в начале 90-х, руководство Беларуси предпочло модернизировать ключевые отрасли, такие как нефтехимия и машиностроение, при этом оставляя простор для частных инвестиций. Такая модель во многом подвергалась критике извне – в том числе, за то, что экономика Беларуси до сих характеризуется очень весомой долей госсектора – госпредприятия обеспечивают около 70% доходов. Тем не менее, наши подходы в основном отражают наши объективные потребности – в этом мы несколько отличаемся от других стран, сделавших спорный выбор в пользу тотальной приватизации, что впоследствии вылилось в ряд тяжелых социально-экономических проблем, включая безработицу. Даже если признавать, что «шоковая терапия» может приносить плоды при определенных условиях, для нас этот путь остается неприемлемым. Вероятно, поэтому Беларусь можно назвать «экономикой публичных инвестиций», где приветствуется участие в экономической жизни страны не только со стороны государства, но и со стороны частных субъектов.

Членство в Евразийском экономическом союзе, координация внешнеэкономической политики и развитие отношений с различными партнерами благоприятно сказывается на экономических показателях. Например, уровень годовой инфляции у нас уже не превышает 10%, поддерживается стабильный курс национальной валюты.

 

 

- Каковы сегодня возможности для итальянских инвесторов в экономику Беларуси, и в какой степени Ваша страна вовлечена в такие глобальные проекты как, например, Новый Шелковый Путь?

Имея достаточно позитивное досье развития экономических отношений с Италией, честно говоря, я всё же хотел бы дипломатично «пожаловаться» на крупные итальянские компании за то, что они во многом остаются пассивными в плане инвестиций в нашу страну. В большей степени успехи в инвестировании в Беларусь демонстрируют представители малого и среднего предпринимательства (МСП). В прошлом году в нашей стране стало на 45 больше предприятий с итальянским капиталом, и основную долю из этого количества составляют именно малые и средние компании различных отраслей. Представляется очевидным, что подобной нерешительностью крупных итальянских корпораций пользуются компании других стран – к примеру, китайские или американские – которые активно проникают на наш рынок, занимая свободные ниши.

Несмотря на противоречия между экономическими возможностями и политическими барьерами (как, например, в случае санкций) наши страны не могут пренебрегать экономическим сотрудничеством. Хотя и постепенно, крупные итальянские фирмы уже принимают  участие в ряде инвестпроектов в Беларуси, финансируемых, в том числе, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР): достаточно упомянуть строительство белорусского участка скоростной автомагистрали «Париж-Москва», осуществленное "Todini Spa", или Белорусский металлургический завод (БМЗ), созданный для производства высококачественной стали с использованием переработанного материала.

Модернизация является одной из главнейших наших целей, в достижении которых могли бы сыграть ключевую роль и итальянские компании. Наша конечная цель – это не только привлечение инвесторов, но также объединение возможностей белорусских и итальянских партнеров в рамках совместных проектов, благодаря которым создавалась бы экспортная продукция для рынков Европы и всего мира. Такому сотрудничеству способствует благоприятный инвестиционный климат в нашей стране, подтвержденный докладом "Doing Business" Всемирного банка, которой отвел Беларуси 38-е место в своем рейтинге (Италия при этом заняла 46-е).

В контексте участия в крупных международных проектах для Беларуси действительно интересна концепция Великого Шелкового Пути. Беларусь и Китай уже реализуют такой значимый проект как Индустриальный парк «Великий Камень», наделенный статусом особой экономической зоны и расположенный в 25 километрах от Минска. Парк создан с целью производства высокотехнологических товаров для экспорта в страны СНГ и Евросоюза.

 

- С 2014 года, после начала украинского кризиса, Беларусь используется рядом компаний для преодоления проблем, связанных с санкциями, когда, встречаются случаи налогового мошенничества — например, неоплаченных кредитов. Как ведет себя Минск в этой ситуации? Наверняка, у Вашей страны есть какие-то ключи к обходу санкций?

- Случаи налогового мошенничества имеются в любой стране. Во многом данное явление объясняется тем, что государство не может контролировать абсолютно все аспекты деятельности частного сектора. Существующая возможность открыть новую фирму всего за один день позволяет некоторым субъектам осуществлять мошеннические операции, даже вопреки исчерпывающим мерам, принимаемым государственными органами для пресечения подобных попыток. Мой совет итальянским компаниям в таких ситуациях: свяжитесь с нашим посольством или торгово-промышленной палатой в случае любых сомнений относительно своего потенциального бизнес-партнера – дополнительная профилактика риска никогда не помешает. 

Сегодня белорусов часто называют «немцами Восточной Европы» за нашу точность и педантичность во всем, что связано с соблюдением договоренностей, а также за нашу финансовую дисциплину. Как правило, если у какого-то итальянского предприятия возникают проблемы с белорусским контрагентом в плане платежей, белорусские власти входят в положение, обеспечивая долг и переводя его, таким образом, в статус национального. Все это делается с целью максимальных гарантий внешнеторговым партнерам и поддержания благоприятного экономического климата.

 

- Поговорим о внутренней политике: Президент Лукашенко победил на последних выборах с результатом в 83,49% голосов, получив, таким образом, мандат на пятый президентский срок. На Вашу страну нередко вешают ярлык «постсоветской диктатуры». Как отвечать на подобные выпады, и в каких пределах в Беларуси обеспечивается демократия, в том числе, в контексте вопроса политических заключенных?

- Наше государство молодо, ему всего лишь 27 лет – поэтому мы не можем похвастаться таким культурно-историческим бэкграундом в области демократии, как у Франции, Великобритании или США. Мы всегда охотно прислушиваемся к критике, но одновременно хотим, чтобы за рубежом также поняли, что после кризиса в начале 90-х годов главными приоритетами для нас остаются национальная безопасность и стабильное социально-экономическое развитие. Называть Беларусь «постсоветской диктатурой» – это явное преувеличение: скорее, уместно охарактеризовать нашу власть как сильную, стабильную и способную обеспечивать развитие, справляться со многими проблемами современности, такими как иммиграция (что особенно актуально после украинского кризиса), гарантировать высокую степень безопасности. Таким образом, мы предпочитаем стабильность и экономический рост концепциям «шоковой терапии», навязываемым извне и не учитывающим наших реалий.   

Последние выборы показали, что большинство населения страны поддерживает Лукашенко, при этом политическая оппозиция представлена довольно узким меньшинством. Имевшие место аресты осуществлялись только в отношении лиц, получавших финансовые средства от зарубежных спонсоров без надлежащего декларирования (совершая, таким образом, уголовно наказуемое экономическое преступление), либо тех оппозиционеров, которые организовали насильственные акции протеста (создавая тем самым угрозу общественной безопасности). Обратите внимание также на то, что существуют оппозиционеры, которые, критикуя власть, добиваются новых санкций, не задумываясь о том, что эти санкции лягут бременем на плечи всего народа.

Единой для всех модели демократии не существует в принципе. В нашем понимании демократическим является государство, в котором обеспечивается безопасность и экономические гарантии для его граждан, хотя кто-то другой предпочел бы сконцентрироваться только на теме свободы слова. Кстати, свобода слова также активно представлена и в Беларуси, в том числе в самых разнообразных формах на просторах интернета. Вполне возможно, что объективные факторы предопределят изменения в будущем и в нашей стране, но на сегодняшний день для нас остается востребованным именно такой порядок вещей.

 

- Какую цель преследовал «закон о тунеядцах», затронувший интересы около 400 тысяч человек?

- Этот закон вызвал бурную дискуссию в Беларуси. Его принятие было мотивировано тем, что существует набор гарантий и услуг, которые государство предоставляет всем гражданам. В основу закона «О предотвращении социального иждивенчества», принятого два года назад, легло стремление стимулировать бòльшую занятость населения и противостоять лицам, которые не декларируют свои доходы, пользуясь при этом всеми бесплатными услугами государства – то есть, по сути, живя в достатке за счет сокрытого ими «черного нала».

К сожалению, применение этого закона в его первой версии «ударило» и по тем гражданам, которые оказались безработными вследствие различных причин (как, например, мать, занятая воспитанием детей). Результатом полемики стало принятие второй версии закона, который теперь называется «О содействии занятости». Законом в том числе предусмотрено возвращение сумм уплаченных штрафов 23 тысячам граждан, несправедливо наказанным действием предыдущего закона.

В целом, главной идеей было содействие занятости населения, а также противодействие сокрытию средств в «теневом» секторе экономики и уклонению от уплаты налогов. Хотя в практике применения закона и были допущены некоторые ошибки, со временем они были исправлены.

 

 

 

 

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти