:

Интервью Временного поверенного в делах Беларуси в Италии Владимира Василькова медиаресурсу «Faro di Roma»

20.08.2021 г.

Интервью Временного поверенного в делах Беларуси в Италии Владимира Василькова медиаресурсу «Faro di Roma»

Господин Васильков, в Беларуси идет политический процесс реформирования Конституции. Можете ли вы рассказать нам, как происходит этот процесс и каковы его цели?

Чтобы правильно понять направленность нынешнего процесса конституционной реформы, следует обратиться к историческому контексту. Первая редакция Конституции независимой Беларуси была принята в 1994 году – по сути, она подразумевала модель президентско-парламентской республики с жестким разделением трех ветвей власти. В той, первоначальной версии президенту фактически отводилась роль главы исполнительной власти, и он не имел почти никаких рычагов влияния на две другие ветви, даже не мог распустить парламент в случае политического кризиса – хотя такая мера предусмотрена в большинстве конституций мира. С точки абстрактной зрения такая модель, наверно, отвечала классической теории разделения властей, однако на практике уже в первые годы после принятия конституции, в 1995-1996 годах, ситуация вылилась в непримиримое противостояние институтов власти и, по сути, в управленческий хаос.

Преодолеть этот кризис помогли референдумы мая 1995-го и ноября 1996 года, когда большинство белорусского народа поддержало реформирование Конституции в сторону значительного усиления полномочий президента. На вооружение была взята французская государственная модель, в рамках которой именно президент определяет курс развития, контролирует взаимоотношения всех трех ветвей власти и имеет «последнее слово» в случае каких-либо противоречий между ветвями.

На том историческом этапе такая формула «железной вертикали» была не только оправданной, но и необходимой, что доказал опыт развития всего пространства СНГ – ведь очевидно, что наибольших успехов в плане социально-экономического развития в данном регионе добились как раз страны с мощной президентской властью: Россия, Казахстан, Азербайджан и, скажем без лишней скромности, Беларусь. Знаменитые на весь мир порядок, чистота и благоустроенность белорусского быта – это во многом заслуга «ручного управления» Лукашенко.

Однако с годами любая модель устаревает и нуждается в доработке. Тот самый механизм «ручного управления» благодаря сильной президентской вертикали, закрепленной в Конституции, многие годы обеспечивал нашей стране социально-экономическую стабильность и вес на международной арене. Однако вызовы нового времени требуют от общества большей инициативности, энтузиазма и творческой энергии – и, чтобы высвободить эту энергию в конструктивное русло, необходима определенная степень децентрализации власти. Местные органы должны получить больше самостоятельности, чтобы стать более ответственными за то, что происходит в той или иной местности, а не ждать «отмашки» из столицы по любой мелочи. Речь также идет о большей автономии правительства и возглавляющего его премьер-министра за экономическое развитие страны, за институциональные вопросы, объективно не требующие вмешательства главы государства. Также востребована более инициативная работа парламента как источника национального законодательства.

Всё это не значит, что Беларусь откажется от модели президентской республики. На данном этапе конституционной дискуссии очевидно, что ключевые рычаги формирования и реализации внешней политики, обороны, безопасности и других стратегических вопросов планируется оставить за президентом республики.

Отдельным пунктом реформы является закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания – представительного органа, полномочия которого в ряде случаев могут быть выше парламентских или даже президентских. ВНС – это своего рода «расширенная версия» парламента: помимо регулярных парламентариев в него могут быть включены депутаты местных советов, представители общественных организаций, профсоюзов и политических партий; однако точная формула формирования этой Всенародной Ассамблеи пока не определена.

Как белорусские власти отреагировали на санкции США и Евросоюза?

Буквально на днях Министерство экономики Беларуси выступило с заявлением о корректировке прогноза роста ВВП страны на 2021 год: если ранее этот показатель прогнозировался на уровне 1,8%, то теперь речь идет о 3,3%. Этот ожидаемый подъем обусловлен, среди прочего, конъюнктурой цен на мировом рынке – в частности, на калийные удобрения, спрос на которые сейчас поступательно растет.

Естественно, для компенсации потерь в торговле с Западом Беларусь перестраивает свои маршруты экспорта и транзита на другие направления. Как заявил премьер-министр Головченко, уже до конца этого года Беларусь будет готова поставлять свой калий через территорию России, а не через порты Литвы, как раньше. Авиакомпания «Белавиа», полеты которой приостановлены на территории ЕС, открывает дополнительные рейсы в города России и других стран СНГ, и билеты на них пользуются высоким спросом.

Таким образом, если инициаторы антибелорусских санкций в качестве цели ставили разрушение экономики нашей страны, то, как говорится, «не дождетесь!».

Что касается политического измерения, то вполне очевидно, что западные политики подобными шагами сами сжигают мосты для конструктивного взаимодействия с Беларусью, которое многие годы приносило много полезного как нашим странам и гражданам.

Ответные меры со стороны Минска, конечно, принимаются и будут приниматься – эти меры вполне адекватные: сокращение дипломатического присутствия недружественных нам стран, отзыв нашего посла из Брюсселя, ужесточение визовых процедур (такая мера действует, в частности, в отношении США), приостановление участия Беларуси в «Восточном партнерстве», прекращение сотрудничества с немецким «Институтом Гёте», Французским центром европейских исследований и рядом других НПО западных стран. Рассматриваются и экономические меры. Всё это – вынужденная реакция Беларуси, как суверенного государства, отстаивающего свой статус и права в рамках международного права.

Санкции США и ЕС подталкивают Беларусь к более тесному сотрудничеству с другими державами?

Еще Аристотель отметил, что природа не терпит пустоты. К тому же, не забывайте, что именно Беларусь в течение последней четверти века была самым последовательным апологетом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. За этот период наши инициативы имели переменный успех, так как наши партнеры прислушивались к нам то в большей, то в меньшей степени – но теперь настал момент, когда все выглядит яснее, чем когда-либо. Беларусь никогда не была сторонницей «железных занавесов» и разделительных линий в Европе, но сегодня их проводят вопреки нашему желанию. И, если от нас отгораживаются, мы не можем навязать себя тем, кто глумится над нашими национальными интересами и суверенитетом. И поэтому, естественно, мы идем туда, где нас ждут, где нас понимают, где готовы с нами дружить и эффективно сотрудничать.

Как Вы оцениваете двусторонние отношения между Римом и Минском?

Начну с нематериальной составляющей. Если Вы приедете в Минск, то будете удивлены тем, что чуть ли не из каждого угла на Вас выглядывает что-то итальянское. Рестораны итальянской кухни, магазины «Итальянская плитка» и «Итальянские обои», колбаса «по-итальянски», моцарелла белорусского производства. На улицах звучат итальянские песни. Я не знаю, есть ли еще страна, где можно наблюдать нечто подобное. Гуманитарные связи между Беларусью и Италией – это не просто набор цифр, не просто статистика, а живое неразрывное единство сердец людей, разорвать которое не способны никакие политические интриги.

Если говорить о степени доверия, достаточно упомянуть, что Италия – единственное иностранное государство, с которым у Беларуси есть соглашение об усыновлении своих несовершеннолетних граждан. Мы также безмерно признательны вам за прием наших детей на летнее оздоровление: особо ценно внимание итальянцев к «чернобыльским детям». В 2019 году Италию посетило 60% общего количества белорусских детей, выехавших на оздоровление за рубеж (а это более 12 тысяч). К сожалению, глобальная ситуация вокруг коронавирусной пандемии на время оборвала этот процесс в 2020 году. В 2021-м году и белорусская, и итальянская стороны были готовы подумать над его восстановлением уже летом этого года, но здесь, помимо коронавируса, вмешались новые непредвиденные обстоятельства, о которых вы знаете – я имею в виду трудности с пересечением воздушного пространства.

До 27 мая «Белавиа» осуществляла еженедельно по три прямых рейса между Минском и Римом и по два – между Минском и Миланом. Полагаю, это очевидное свидетельство высокой степени интенсивности белорусско-итальянских межчеловеческих контактов. Конечно, визиты, в том числе по линии деловых, промышленных кругов не прекращаются и сейчас, однако теперь белорусы в Италию и итальянцы в Беларусь вынуждены добираться окольными путями. Полагаю, что итальянцы не меньше белорусов заинтересованы в скорейшем возобновлении прямого авиационного сообщения между нашими странами. К сожалению, в этой ситуации мяч не на стороне Беларуси, и всё что нам остается – это надеяться на разумную политическую волю официального Рима.

Что касается экономического измерения белорусско-итальянских отношений, то здесь уровень активности в последние годы остается в целом стабильным, хотя, конечно, потенциал этой сферы еще очень далек от исчерпания. По итогам 2020 года Италия находится на 11-м месте среди наших стран-партнеров по объему товарооборота (по официальной статистике этот показатель составил 777,8 млн. долларов по товарам и 116,2 млн. долларов – по услугам). В 2020 г. из Италии в Беларусь привлечено инвестиций на сумму 37,2 млн. долларов – это, кстати, несмотря на пандемию, на 12,7 млн. долларов больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На территории Беларуси зарегистрировано 296 предприятий с итальянским капиталом. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы многократно преумножить объем нашего экономического сотрудничества – не только в форме торговли, но и реализуя взаимовыгодные совместные проекты; задумок здесь не мало – главное, чтобы политика не становилась тормозом экономики.

В Беларуси недавно 17 сентября был объявлен «Днем национального единства», что она может рассказать нам об этом новом празднике?

Это прекрасный и очень востребованный для белорусского патриотического сознания праздник. Он напоминает каждому белорусу, насколько дорогой исторической ценой его народу досталось счастье жить в едином и неделимом независимом государстве, а не быть разодранным на куски другими державами. Дата 17 сентября – это напоминание о преодолении последствий позорного Рижского мира, в переговорах о заключении которого делегация Беларуси не участвовала – судьбу нашей земли решали за нас. Напоминание всему миру о вечной настойчивой жажде белорусов «Людзьмі звацца!».

FarodiRoma это быстрорастущая медиаплатформа с редакциями на разных языках. Что вы хотели бы сказать нашим читателям?

Благодарю за внимание тех, кто дочитал это интервью до конца. Искренне желаю каждому итальянцу побывать в гостеприимной Беларуси!

Интервью вел Джордано Мерликко

https://www.farodiroma.it/quanta-italia-ce-in-bielorussia-sanzioni-a-parte-intervista-con-vladimir-vasilkov-consigliere-e-incaricato-daffari-dellambasciata-di-minsk-a-roma-giordano-merlicco/

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти